Айдан Салахова Официальный сайт Айдан Салаховой — Каким было ваше первое произведение современного искусства? — Ха! Сейчас вспомню... По-моему, оно называлось «Ожидание», выставлялось на групповых выставках — забыла их название — сначала в Третьяковке, потом в каком-то немецком музее. Оно было розово-сине-голубое, реализм, уходящий в абстракцию. Живопись. Диптих. — Какое первое произведение современного искусства вы усидели? — Я закончила факультет живописи в МГХИ им. Сурикова. На год досрочно. — Папу. И Луиз Буржуа — Мне кажется, что в нашей стране надо давать то классическое образование, которое у нас есть, плюс надо учить всех студентов думать. Вот это сочетание, оно даст какие-то результаты. Потому что западное образование, где учат только думать и не учат классическому ремеслу, тоже дают не очень хорошие результаты. — А вас учили и тому, и другому? — Нет, думать я училась сама. Это был трудный процесс, после Суриковского это было очень сложно. Реалистическая школа ставит тебя в такие рамки, что выбраться из них очень трудно. Ее все равно нужно давать — но как один из инструментов выражения мысли. — Мэтью Барни — мне очень понравилась его ретроспектива в Гуггенхайме. Причем раньше, когда я видела его объекты и видео на ярмарках, он не производил на меня такого впечатления. Но когда я увидела все вместе ... Для меня критерием хорошего художника является его способность полностью погружать тебя в свой мир и переворачивать тебе сознание. Олафур Элиассон. Луиз Буржуа. Я очень долго знала ее только по альбомам, не видела ее произведения в реальности. Видела только отдельные произведения. «Паук», это конечно, главное для меня. «Паук» и ее вышивки, текстильные работы. — Ничего. Я вообще не люблю давать никакие интерпретации своих произведений, у зрителя должен возникать свой контакт с работами. — Собираете ли вы работы других художников? — Раньше собирала, а теперь не очень. Слишком много места занимает. Но я не расстаюсь ни с чем, из того что собрала, я ничего не продаю. У меня Кулик висит огромный, Елена Берг, Латышев... — Что бы вы хотели иметь в вашей коллекции? — Луиз Буржуа хотела бы. Но денег нет, придется больше зарабатывать... Я бы очень хотела ее небольшую текстильную вещь. — С кем из художников вы находитесь в диалоге? — К сожалению, последнее время ни с кем. Такой вакуум. Не с кем обсудить ничего. Сейчас как-то все мало общаются. Хотя я могу назвать художников, которые мне близки в том, что они делают — Олег Кулик, Латышев, Костя Звездочетов. — Я в таком ключе не думала. Я всех художников люблю. — Ученики у меня есть. Мои студенты в Суриковском. Иногда, к сожалению, они пишут в том же ключе, что и я. Но, слава богу, не все. Я не стремлюсь создать свою школу. Напротив, я стараюсь, чтобы они развивали собственные линии. — Делите ли вы ваше творчество на какие-то периоды? — Да. После Суриковского Института были такие творческие метания, плохо формулируемые... Потом, с 1991 года был период академизма. Это была выставка «Золотая исповедь». С 1996 года начинаются работы с живописью и видео, например, «Саспенс». Потом у меня был период, связанный только с фотографиями и инсталляциями, потому что не было мастерской. И последние года три-четыре я занимаюсь тем, чем я занимаюсь сейчас... — Какова ваша сквозная тема, о чем ваше искусство? — Женщина. — Каковы ваши политические взгляды? — Ой... Я стараюсь быть политически нейтральной, иначе жить невозможно. — Каково ваше отношение к религии? — У меня атеистическая позиция. Я смотрю на все религиозные структуры со стороны и считаю, что религии — это системы для управления людьми, и со стороны иногда бывает смешно за всем этим наблюдать. — Стояние у Белого Дома три дня. 1991 год — Повлиял ли на ваше искусство технический прогресс? — Да, конечно. Возможность разных технологий расширяет палитру художника. Но я все равно очень тупо делаю видео, на очень простую камеру. Я знаю какие-то технологии, но использую их в очень простом ключе. — А как произошел переход от простого видео к скульптурам из мрамора, которые вы делаете последнее время? — Скульптуры родились из персидских миниатюр, моя графика по мотивам этих миниатюр оказалась эскизами к трехмерным объектам. Когда появилась возможность воплощать их в пространстве, я поняла, что я все время делала только эскизы... Мрамор — это такой волшебный камень, я научилась им немножко управлять. Меня сейчас интересует скульптура. То есть живопись и графику я делаю в Москве, для меня это паузы между скульптурами, которые я делаю в Карраре. Это ведь так приятно — потрогать свою идею руками, в пространстве. — К какому направлению вы себя относите и как вы определяете это направление? — Понятия не имею. Это не ко мне вопрос. — Спокойствие. И одиночество. — Какие выставки из тех, в которых вы участвовали, вы считаете самыми важными? — Последняя Венецианская биеннале. Выставка «Футурология» в Гараже, где я полиптих выставляла. Эта выставка. И еще для меня очень значима была выставка After the wall в 1999 году в стокгольмском Moderna Museum где выставлялась работа «Саспенс». — Какой у вас любимый музей? — Музей Гиме в Париже. Очень нравится на Будд смотреть. — Ваше любимое занятие? — Лежать в кровати и ничего не делать. — Что вас больше всего раздражает? — Распланированный день. Все время хочется сорвать этот план. |